Стенописная артель "Радость"

творчество в рамках канона



Радость обретения стиля

Артель «Радость» – один из постоянных партнеров нашего журнала. Читатели «Благоукрасителя» помнят рассказ руководителя артели Бориса Алексеевича Алексеева о росписи православного храма в столице Марокко Рабате. Подготовлено ortox.ru

Сегодня эта работа завершена, и наш корреспондент вновь встретился с Борисом Алексеевичем. Разговор зашел о том, как рождается стиль росписи храма – всякий раз индивидуальный, неповторимый, а иногда, при полном соответствии церковной традиции, – неожиданный. Иллюстрацией к беседе стали фотографии храмов, расписанных артелью «Радость».

Одна из первых работ артели «Радость» – храм Преподобного Симеона Столпника на Новом Арбате. Чем примечательна эта роспись? ... Читать дальше »

Автор: MS  |  Подробнее...


Роспись Храма - как книга истории Русской Церкви

Храмовая роспись – открытая книга, повествующая о Боге даже для тех, кто не умеет читать. Так понимали искусство изографов-стенописцев с древнейших времен. Все наши современники грамотны, но многие ли теперь читают книги о древней и новейшей истории Церкви, о том, как молитвенно трудились наши отцы и братья по вере несколько десятилетий, столетий или тысячелетие назад? Что ж, тогда пусть смотрят. Подготовлено ortox.ru

Стенописной артелью «Радость» завершена огромная работа по росписи храма Святителя Николая Чудотворца в Покровском (г. Москва, ул. Бакунинская, 100). Особенностью этой работы стала необычайная программа росписи, разработанная художниками артели в соработничестве с настоятелем храма – благочинным Богоявленского благочиния г. Москвы архимандритом Дионисием (Шишигиным).

На с ... Читать дальше »

Автор: MS  |  Подробнее...


Ошибки человеческие в ремесле Божием

В древние времена фреска писалась по сырому известковому левкасу. Краска проникала в слой штукатурки, которая, в свою очередь, закреплялась на стене глубокой корневой системой молекулярного кальция. Так получалось единое целое: стена – штукатурка – живопись. Подготовлено ortox.ru

К подготовке стены под роспись подходили ответственно, даже трепетно – как к началу создания святых образов. Сегодня такой подход встретишь не часто. Размышлениями на эту тему, основанными на опыте, с нами поделился Борис Алексеевич Алексеев – руководитель стенописной артели «Радость».

 

– Насколько важно, чтобы стена была подготовлена к росписи должным образом?

– Хорошо, когда это делает сама стенописная артель. Часто бывает, что шпатлевку, штук ... Читать дальше »

Автор: MS  |  Подробнее...


О создании макета

Профессиональная методика исполнения всякой работы предполагает вначале исполнение эскизов художественного замысла. Пытаться объяснить заказчику "на пальцах" что Вы хотите предложить - дело неблагодарное. Скорее всего, взаимопонимание не состоится. Иное дело, в наглядной форме эскиза, проекта, или 3-х мерного макета представить свой замысел.

В деле росписи храма и в целом благоукрашения богослужебного интерьера этот этап просто необходим. Роспись стен - это огромная монументальная работа. Любая ошибка в масштабе изображения, колорите и пр., помноженная на тысячи квадратных метров площади, становится порой непреодолимой для исправления.

Конечно, самая очевидная ... Читать дальше »

Автор: MS  |  Подробнее...


Роспись небольшого храма – умение особенное (часть 1)

Какой должна быть роспись небольшого по размерам храма? Стоит ли вообще расписывать маленькую церковь? Как организовать стенопись в малом пространстве? Об этом размышляет наш постоянный автор, руководитель стенописной артели «Радость» Борис Алексеевич Алексеев.

– Вы предложили избрать темой разговора роспись малого храма. Почему эта тема заслуживает отдельной беседы?

– Роспись небольшого храма – тема особая. Казалось бы, благоукрашение малого пространства не требует больших усилий, но это не так. Кто-то спросит: «Не лучше ли вообще оставить в храме белые стены? Белое – чисто, тихо, красиво». Древние на такой вопрос отвечали: «Нет! Храм – это Небо на Земле, а небо – это миллиарды звезд и событий во Вселенной! Разве Божественная история как доминанта всего сущего в мире ... Читать дальше »

Автор: MS  |  Подробнее...


Роспись небольшого храма – умение особенное. (часть 2)

Программа росписи небольшого храма может вмещать в себя такую же полноту богословия, как и стенопись кафедрального собора. Как это достигается? Секретом поделился наш постоянный автор, руководитель стенописной артели «Радость» Борис Алексеевич Алексеев.

– Мы начали разговор о росписи подклетного храма Собора Зачатьевского монастыря. Она получилась особой...

– Да, и прежде всего потому, что каждый участник этого проекта делал именно свое дело. Программа росписи, ее общее композиционное построение полностью были нам даны матерью игуменией Иулианией (Каледа), нам же оставалось только все расположить пластически. В древности считалось, что иконы и фрески пишут не изографы, а святые отцы. Примерно так выстроился и наш творческий диалог с ... Читать дальше »

Автор: MS  |  Подробнее...